Духовенство Казанской губернии 19 века

Из истории православной церкви в Казанской
губернии. Священнослужители Альпидовские
На фото - обложка книги А.Д.Альпидовского "Альпидовские. История рода"
Моя семья историческими корнями связана с жизнью духовенства
Казанской губернии с XVIII века. Наш казанский родственник Владимир Алексеевич Альпидовский
кропотливо и долго работал с архивными документами в Казанском Духовном
Епархиальном Фонде и поделился со мной результатами своих изысканий. Все
мальчики из нашей ветки рода Альпидовских в 19-м и начале 20 века прошли
обучение в духовных училищах. Старший брат моего деда Валентина Дмитриевича,
Николай, окончил Казанскую духовную семинарию по первому разряду, до этого
окончив Казанское духовное училище.
С 1812 по 1850 г. Священным Синодом священнослужителям было
предписано направлять своих сыновей (от 9 до 11 лет) в духовные заведения. Мальчики
из семей священников, дьячков, диаконов, псаломщиков, пономарей, начиная с 9,
10, 11 лет от роду, уходили из родительского дома для поступления в духовные
училища. Если говорить о Казанской губернии, то училища располагались в уездных
городах (в Чебоксарах и Козмодемьянске) и в столице Казанской губернии г.
Казани.
Большинство детей происходило из семей сельских священников,
приходы которых были раскиданы по всей Казанской губернии 18-19 веков, включающую
тогда частично современные марийские, чувашские, мордовские и удмуртский края.
Уезжая учиться, мальчик лишался материнской и отцовской ласки,
отрывался от домашнего уюта, от постоянного общения со своими братьями и
сестрами. И далеко не все дети выдерживали эти испытания, связанные с учебой,
жизнью вдали от родителей.
Обучаясь в духовных училищах, семинариях, иногородние студенты жили
в бурсе, т.е. в общежитии, а также снимали квартиры. Первые назывались
казеннокоштными, т.е. находились на казенном содержании, вторые – своекоштными,
что значит живущие на материальном содержании своих родителей. Бурсы отмечались
суровостью своего режима и буйством нравов.
В 1872 г. при поступлении в Духовное училище в 1-ый класс,
поступающий должен был уже уметь читать и писать по-славянски, знать молитвы,
первые действия арифметики и таблицу умножения. Приемные испытания проводились
с 17-го по 21-ое августа. Процесс обучения длился 4 года.
Прием в Духовную семинарию начинался в июле, а обучение начиналось
с августа месяца до июня следующего года. И так в течение 6-ти лет. В семинарию
принимались воспитанники, достигшие 17-ти лет. Ученики могли находиться как на
казеннокоштном содержании, так и на родительском. На время учебы, как в
училище, так и в семинарии, ученикам выдавалось вещевое имущество: рубашки,
галстуки, кальсоны, сюртуки, носовые платки, носки, брюки, жилеты, сапоги,
галоши, а также постельные принадлежности.
Для их питания закупались продукты у крестьян: картофель, лук,
петрушка, сельдерей, пустырник, соленая и свежая капуста, огурцы, помидоры,
свекла, морковь, репа. Ученики периодически в определенные дни посещали баню,
находящуюся на улице Жуковского г. Казани.
Ученикам оказывалось медицинское обслуживание, была своя
семинарская больница. В больнице проводилось лечение, в том числе пиявками.
Ученикам в зависимости от их успехов в учебе и поведения, а также от их
семейного положения, выдавалось денежное пособие в размере 31-го рубля 48-ми
копеек. После окончания Духовной семинарии при не поступлении ученика в
последующее учебное заведение и не определении в какой-либо приход, деньги,
затраченные на содержание ученика за время учебы, необходимо было вернуть в
Духовную консисторию.
По результатам обучения выпускнику выдавалось свидетельство, и в
зависимости от успехов училищным или семинарским правлением он причислялся к
определенному виду разряда с 1-го по 3-ий.
Лучшим семинаристам присваивался первый разряд, они получали звание
студента и могли продолжить свое образование в духовной академии или стать
преподавателями в епархиальных духовных училищах, а после рукоположения в
священный сан служить во второклассном городском приходе. Выпускник,
определенный по своим успехам во второй разряд, мог претендовать на место
преподавателя приходской школы и священническое место в церкви третьего
разряда. Тот, кому присваивался третий разряд, поступал на службу священником
или дьяконом в церковь четвертого разряда.
Мой прадед, Дмитрий Александрович Альпидовский закончил полный курс
Казанской духовной семинарии по 2-му разряду в 1892 г. При обучении Дмитрий
Александрович относился к числу бедных учеников, в 1890г. ему было выделено
Попечительским советом семинарии 6 рублей на содержание.
Вот распорядок дня Казанской Духовной семинарии (в скобках приведен
распорядок дня зимой):
6.00 (7.00) – подъем;
7.00 (8.00) – утренняя молитва;
8.00 (9.00) – завтрак;
8.30-13.15 – занятия. После окончания занятий
13.15-14.00 – обед.
После обеда отдых, игры и гимнастические упражнения;
16.00 – чай;
17.00-19.00 – занятия;
19.00-19.15 – отдых;
19.15-21.00 – занятия;
21.45 – молитва;
22.00 – сон.
По окончании семинарии Дмитрий Александрович по прошению определен
в село Азаново Царевококшайского уезда Казанским Архиепископом Высокопреосвященейшем
Владимиром. В сан диакона был
рукоположен 11 октября 1892 года, а в сан священника 18 октября того же года Преосвященейшем
Никонором Епископом Чебоксарским, Викарием Казанским.
8 сентября 1890 г. вновь открылось Казанское епархиальное женское
духовное училище. При открытии училища было подано: 63 прошения, из коих
явились на экзамены 62 девочки, а всего было экзаменовано и принято 65 девочек.
Училище располагалось на Малой Казанской улице. В нем в начале 20-го века
обучалась старшая сестра моего деда Валентина Дмитриевича, Екатерина Дмитриевна
Альпидовская.
Вот один эпизод из ее жизни. В советское время она работала
учителем русского языка в различных сельских школах Пестречинского района. В
1953 году она преподавала в селе Кулаево, где жила вместе с матерью
Апполинарией Анатольевной Альпидовской (урожденной Теминой). В то время местная
власть решила здание церкви отдать для нужд школы и дали команду учителям
снимать иконы и кресты, заставили со стен соскабливать лики святых. Екатерина Дмитриевна отказалась это делать и сразу
стала «врагом народа». После этого на Екатерину Дмитриевну начались гонения со
стороны властей и тогда она с семьей, по совету добрых людей, хорошо ее знающих,
принимает решение уехать к сестре Надежде Дмитриевне в город Бугурслан
Оренбургской области.
И вновь о Казанском епархиальном женском духовном училище. В
училище девочки изучали закон Божий, русский язык и словесность, арифметику,
географию, физику, педагогику, чистописание и пение. Получение такого образования
давало возможность девушкам впоследствии становиться учителями в сельских
церковно-приходских и других учебных заведениях, что они и делали.
Прием детей в 1-ый класс производился 17 августа. В училище
принимались дети в возрасте от 10 до 12 лет. При поступлении от детей
требовалось читать и писать по-русски, и знания общеупотребляемых молитв. Плата
за содержание детей духовенства Казанской епархии в училище составляла: в 1-ый
год – 100 руб., а в последующие годы – по 90 руб., с детей иноепархиальных и
иносословных – по 250 руб. Взнос денег должен был быть представлен в 2 срока:
при поступлении и в конце декабря. Прошение о приеме детей в училище должно
подаваться не позднее 15 августа. При прошении должны быть приложены:
1) оплаченная гербовым сбором метрическая выпись о рождении и
крещении детей;
2) медицинское свидетельство о привитии оспы;
3) удостоверение местного благочинного в исправности взноса
родителями платы в училище за содержание детей.
В Казанской Епархии существовало еще и Казанское женское училище
Духовного ведомства, в которое принимались пансионерки священнослужителей
только Казанской епархии с платой за обучение 85 рублей в год. От желающих
поступить в училище требовались следующие знания: умение читать и писать,
знание молитв: «Царю Небесный», «Слава Отцу», «Пресвятая Троица», «Отче наш»,
«Богородице Дево, радуйся».
Владимир Алексеевич Альпидовский, изучал архивные материалы от
конца XVIII века до
1920 года в Казанском Духовном Епархиальном Фонде. и сделал закономерный вывод
о том, что Альпидовские, начиная с 18 века, рождались и жили в семьях
священников, и служили на священническо-церковных должностях Казанской Духовной
Епархии, в основном в сельских церковных приходах. Их быт постоянно был связан
с крестьянской жизнью, нравами, народными праздниками и повседневным укладом
жизни на селе.
Жизнь большинства людей, посвятивших себя служению православной церкви,
с самого начала этого пути была не из легких. Она таила в себе много невзгод,
лишений, мучений и требовала от человека, посвятившего свою жизнь пастырской
службе, большого терпения, больших физических и духовных сил.
Зачастую села, где несли пастырскую службу наши пращуры,
располагались в глухой глубинке Казанской губернии и находились за десятки
верст от крупных уездных городков, и, тем более, от столицы Казанской губернии
города Казань.
Им довольно часто приходилось менять обжитое место в одном сельском
приходе и церкви на другой сельский приход и церковь по той или иной причине,
указанной в указе Казанской Духовной Консистории. А это значило переезд со всем
многочисленным семейством, со всем своим скарбом.
Многое из вещей, а также дом, скотину приходилось оставлять или
продавать, и на новом месте обустраиваться заново. И так за долголетнюю
пастырскую службу приходилось менять по 3-4 сельских прихода.
Поэтому наши пращуры в материальном плане никогда не обладали
какими-либо большими материальными ценностями и богатствами и жили всегда
скромно, но пользовались большим уважением среди прихожан сельского или
городского приходов. Как и многие крестьяне, держали скотину, обрабатывали
огороды и сады, по мере своих сил и возможностей или временно нанимали крестьян
либо крестьянок для получения помощи от них в ведении домашнего хозяйства и
сельскохозяйственных работ.
Всё это необходимо было делать, чтобы содержать многодетную семью
из 5-8-ми детей, так как сам родитель с утра до вечера занят был на службе в
церкви или исполнял церковные требы: крещения, венчания, напутствия больных,
погребение с частым выездом в близлежащие деревни, входящие в церковный приход,
в любую погоду – и в снег, и в дождь, и в слякоть.
На фотографии дома моего прапрадеда псаломщика Александра
Альпидовского в селе Арда Козмодемьянского уезда Казанской Губернии (теперь
Республика Марий Эл) видна небольшая изба в три окна. В ней проживала семья из
9 человек: супруги и семеро детей. Понятно, что жили бедно. В подобных домах в
разных сельских приходах (сёла Арда, Бирюли, Соловцово, Тагашево Казанской
губернии) впоследствии проживал и служил со своим многочисленным семейством (2
дочери и 5 сыновей) и его сын Дмитрий Альпидовский, мой прадед.
Мой дед, Валентин Дмитриевич, почти никогда не упоминал о том, что
его отец священник. Но однажды, во время одного из наших праздничных семейных
застолий, как всегда, довольно обильного, поделился воспоминанием о
«праздничном» столе во времена его сельского детства. Простой дощатый стол,
деревянные лавки, во главе стола батюшка Димитрий Александрович, матушка
Апполинария хлопочет у печки, на лавках вокруг стола дети: мальчик Валя, его
братья и сестры, у каждого в руке деревянная ложка, тарелок нет. В середине
стола большой чугунок, над которым поднимается горячий аромат вареной картошки.
На дне чугунка – мясо! Большая редкость на трапезе сельского священника, потому
и «праздничный» стол.
Батюшка Димитрий произносит молитву, потом говорит басом:
«Хлебайте!». Ребятня начинает радостно черпать ложками из чугунка, по
старшинству. Батюшка следит за порядком, может и ложкой по лбу приложить, если
не в свой черед сунешься.
Когда трапеза доходит до дна чугунка отец Димитрий произносит:
«Тащите!». Все принимаются за мясо.
Очень запомнилось мне из рассказа деда это «хлебайте, тащите»…
Большинство наших прапрадедов родилось и выросло в сельских
приходах Козьмодемьянского, Царевококшайского уездов Марийского края, в то
время входивших в Казанскую губернию.
Так, наш прадед Дмитрий Александрович, о котором уже шла речь выше,
в начале своего священнослужительского пути, в 1892 г. преподавал Закон Божий в
деревне Арбаны в Арбанской церковно-приходской школе с учительницей Александрой
Романовой. В школе обучалось 26 мальчиков и 8 девочек.
17 февраля 1895 г. по
прошению перемещен к Владимирской церкви в село Бирюли Казанского уезда. От
Казани село Бирюли находится в 30-ти верстах.
Об этом периоде жизни отца Димитрия есть небольшая заметка в статье
священника Е. Сосунцова, опубликованная в журнале «Известия по Казанской
Епархии» за 1900 г. о церковно-приходской школе села Бирюли следующего содержания:
«Но вот в 1895 г. поступил в село Бирюли
священник Димитрий Александрович Альпидовский, человек молодой и деятельный. Он
близко принял к сердцу нужды школы и в тот же год вошел с ходатайством об
ассигновании пособия от епархиального училищного совета на постройку нового
школьного здания. Совет выдал 300 рублей. Высокопреосвящейнейший Владимир,
покойный Архиепископ Казанский пожертвовал из своих средств 42 рубля, крестьяне
согласились взять на себя бесплатную подвозку строительных материалов, чтобы
при школе была устроена квартира для псаломщика-учителя. Было изыскано 50
рублей местных средств и таким образом
на капитал в 392 рубля было построено новое здание, вполне удобное для
школы. 5 декабря 1899г. здание было освящено. Законоучителями были: священник
Димитрий Александрович Альпидовский с 5 апреля 1895г. по ноябрь 1899г.;
священник Петр Степанович Измайлов со дня открытия до 1 января 1889г» .
4 ноября 1899г. по распоряжению Епархиального начальства за
полезную службу священник Димитрий Александрович Альпидовский из села Бирюли
перемещен в село Соловцово (Богородское) Казанского уезда (ныне Высокогорский
район Республики Татарстан) от Казани в 33 верстах.
15 ноября 1903г. Его
Высокопреосвященством утвержден в должности законоучителя Димитрий Альпидовский
при Шуменском начальном училище.
В 1906 году Димитрий Александрович служит в селе Соловцово
Казанской губернии при церкви во имя иконы Смоленской Богоматери, построенной в
1735 году. Притч помещается в двух церковных деревянных домах, построенных на
средства прихожан и господ Михляевых.
23 ноября 1911 г. в селе Тагашево Казанского уезда[1]
от разрыва сердца скончался священник Алексей Алексеевич Аннинский в возрасте
62-х лет. На его место было подано 35 прошений от священников всей Казанской
епархии (имеется копия архивного дела).
В 1911 г. священник Димитрий Александрович Альпидовский по прошению
перемещен священником в село Тагашево к Покровской церкви Казанского уезда
(ныне Пестречинский район Республики Татарстан) на освободившееся священническое
место.
То есть с 1892 года это место стало уже четвертым приходом, в
котором он нес свою нелегкую пастырскую службу.
К этому времени священник Димитрий Александрович Альпидовский награжден:
·
набедренником в 1896г. февраля 6-го дня.
·
получил благодарность от Епархиального
начальства с внесением в формуляр с усердием в преподавании закона Божьего в
Бирюлинской церковно-приходской школе в 1899г.
·
получил медаль в 1908 г. от общества Красного
креста в память об участии в деятельности общества во время Русско-японской
войны 1904-1905гг.
Получал содержание: от казны 160 рублей и доходов от прихода и
земли 450 рублей. Проходил в должностях:
ü законоучителя земских и церковных школ в местах своей службы;
ü депутата от Духовного ведомства при межевании церковных земель по
3-ему благочинному округу Казанского уезда с 1899г. и по 12 декабря 1911г.;
ü младшего помощника благочинного в 3-ем округе Казанского уезда с
1904 по 1906 гг. и с 1908 по 1911 гг.
До самой смерти священник Димитрий Александрович Альпидовский так и
жил в селе Тагашево.
Умер он в конце 30-х годов при следующих обстоятельствах: пошел в
соседнее село Арышхазда к кузнецу чинить самовар и когда возвращался обратно, в
поле, взойдя на небольшой пригорок, почувствовал себя плохо, присел на бугорок
и умер, предположительно от разрыва сердца, как говорили раньше (то есть
инфаркта).
Я посвятил ему стихотворение (вот отрывок из него):
Мой прадед Богу служил в
деревне,
И в чудных звуках молитвы
древней
Я слышу голос его спокойный,
Когда склоняюсь перед иконой.
В сутане черной казался
рослым,
Внезапно умер, а мог быть
сослан.
Упал, как колос в широком
поле,
Обрел навеки покой и волю…
К тому времени он уже был удостоен сана протоиерея. Захоронен отец
Дмитрий на сельском кладбище села Тагашево, ныне Пестречинский район республики
Татарстан.
Сын его, Валентин, мой дед (1909 года рождения) не пошел по
проторенной четырьмя (а возможно и больше) поколениями священнослужителей
Альпидовских духовной тропе, а стал геологом, начальником многочисленных
экспедиций от Казахстана до Крайнего Севера. На жизненной дороге Валентина были
и знойные казахстанские степи, и дремучая тайга приполярного Урала с золотыми
приисками, и необозримые просторы крайнего Севера, и впервые разведанные
нефтяные запасы Татарии, и полевые экспедиции по среднему Поволжью, и многое,
многое другое.
Во время одной из экспедиций в Казахстане в селе Большая Михайловка
(в пригороде Караганды) в августе 1936 года родился названный в честь деда сын Валентина – Дмитрий. В детстве вместе с
семьей он побывал во многих местах, связанных с работой отца – в Усть-Цильме на
реке Печёре, на Среднем Тимане (станция Барковская, деревня Мыло на одноименной
речке в глухой тайге), на реке Вычегде в г. Яренске (местах политических
ссыльных), в Чувашии (село Ковали). Во время Великой отечественной войны
Дмитрий пережил и хорошо запомнил фашистские бомбежки, свист осколков, дни и
ночи в бомбоубежищах.
После окончания школы в г. Горьком он связал дальнейший жизненный
путь с рекой Волгой, работал штурманом на судах речного флота, занимал
руководящий пост в Волжском пароходстве, где проработал около 40 лет.
Его дед, Дмитрий Александрович, вряд ли мог помыслить о таком
повороте семейной истории, когда отдавал Богу душу в суровые 30-е годы прошлого
века в глубинке Казанской губернии.
[1]
Казанский
уезд, село Тагашево – населено потомками русских помещичьих крестьян Село
названо по имени татарского мурзы Тагаша, жившего здесь в эпоху Казанского
царства. В селе находится купленная земством громадная помещичья усадьба с
теплицами, оранжереями, громадным каменным домом, выстроенным в стиле XVIII в., принадлежащая последнее время
Магелатовым, а ранее помещику-купцу В.Ф. Желтухину, происхождением от
московских дворян XVI в., имевшему до
2500 дворов крестьян.
2 Скуфья –
головной убор всего духовенства: невысокая или высокая четырехугольная мягкая
шапка – колпак с округлым верхом. У диаконов служит наградой и шьется из
фиолетового или лилового бархата и является единственной и высшей наградой, а у
иереев такая скуфейка – 1-я награда, присвоенная по изволению Владыки.
Комментарии
Отправить комментарий