Андрей Альпидовский. История моего прапрадеда
Дом псаломщика Александра Альпидовского в селе Ахмылово. Татарстан. 2000-е годы.
Альпидовский
Андрей Дмитриевич. Родился в 1960 г. в г.Горьком. Окончил эксплуатационный
факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. Работает на
кафедре Управления транспортом Волжского государственного университета водного
транспорта. Доцент, кандидат технических наук. Автор нескольких книг стихов и
прозы. Его стихи и статьи печатались в журнале «Вертикаль. XXI век», в
коллективных сборниках. Второй призёр турнира поэтов второй литературной
универсиады Приволжского федерального округа в г. Саранске. Член Нижегородской
областной организации Союза писателей России. Живёт в Нижнем Новгороде.
История моего прапрадеда
Родился мой прапрадед Александр Гаврилович
Альпидовский в царствование императора Николая Ι в 1835 г., и был вторым
ребенком в благочестивой многодетной семье (всего было 9 человек) дьячка села
Ахмылова Козмодемьянского уезда Гавриила Михайловича Альпидовского и законной
жены его Анны Феодоровны (урожденная дьячковская дочь Иванова).
Село Ахмылово, раскинулось в живописном месте
на берегу Волги, в 1835 году имело около 27 дворов, в которых проживало 71
мужская и 80 женских душ крестьян. Это число менялось в большую или меньшую
сторону в зависимости от эпидемий и болезней, которые охватывали село в разные
годы. На самом высоком месте села расположился приходской каменный храм с
колокольней и двумя престолами: первый, холодный во имя Иоанна-Предтечи;
второй, в приделе теплый во имя Сретения Господня. Построен он был на средства
прихожан в 1828 году.
Павел – окончил Чебоксарское Духовное училище в 1885 году и с того времени стал служить учителем в церковно-приходских школах деревень Кушерга, Ершовой Ардинского прихода. За ревностные труды свои на учительской ниве Павлу было присвоено звание «Почетный гражданин». К сожалению, он рано ушел из жизни, умер в 1900 году на 37 году жизни от чахотки. Захоронен на Ардинском кладбище.
Евлампия – вышла замуж за диакона церкви села Чермышево Козмодемьянского уезда Феодора Тимофеевича Лебедева из крещёных марийцев.
Мария – вышла замуж за псаломщика церкви села Ахмылово Александра Петровича Альфонсова, сына чиновника г. Козмодемьянска.
С этим храмом были связаны детские годы
Александра. Здесь в младенчестве его крестили, здесь он произносил свои первые
молитвы, пел и читал на клиросе, ходил по селу с детьми славить Христа в
Рождество и Пасху, собирая подарки и мелкие денежки, которые давали прихожане.
Деревенская обстановка села давала детям полный простор для их игр и затей. В
этом храме с 1832 года служил дьячком и отец Александра – Гавриил Михайлович
Альпидовский.
Дьячок Гавриил Михайлович Альпидовский служил
ревностно, с любовью и вниманием к церковному уставу и прихожанам. Церковное
начальство за многолетние труды в одном приходе представило его к награждению в
1890 году. Последовал Указ Государя императора о награждении «За 50-летнюю
беспорочную и отлично усердную службу, золотой медалью с надписью «За усердие»
для ношения на шее, на Анненской ленте». Такой высокой награды, по моему
мнению, не получал никто из дьячков Казанской епархии. За время служения в
приходской церкви села Ахмылово по записям в метрических книгах дьячок Гавриил
Альпидовский около 50-ти раз становился крестным отцом младенцам, рождавшимся в
марийских и русских семьях прихожан из деревень: Большая Рутка, Малая Рутка,
Кукшарь, Тогашево, Троицкий Посад, Эникеево, Икса, Кумьи. В те, дореволюционные
времена, родители новорожденных младенцев очень серьезно относились к выбору
крестных для ребенка (кума и кумы). Людей с моральными и физическими
недостатками, вдов и вдовцов, бездетных и несчастливых не приглашали. Вот таким уважаемым в приходе человеком был
отец Александра дьячок Гавриил Альпидовский.
О матери Александра Анне Феодоровне Ивановой
известно, что она была дочерью заштатного дьячка Феодора Иванова, ранее
служившего в этом же селе. Умерла она в 1896 году апреля 9 дня на 79 году
жизни. Гавриил Михайлович ненамного пережил свою жену, и по весне 1898
года апреля 30 дня скончался. Захоронены они на Ахмыловском кладбище.
Родители Александра не сомневались, что он,
так же как и его старший брат Иван, пойдет по стопам предков, будет служить по
духовному ведомству. По достижении 12 лет Александр, обученный грамоте в
родительском доме, был отдан в Чебоксарское духовное училище в причетнический
класс. Летом в 1854 года по окончании полного курса духовного училища, был
уволен из него в Епархиальное ведомство, а в 1855 году октября 16 дня был
определен по прошению, на освободившееся штатное место пономаря к церкви села
Арда Козмодемьянского уезда.
В то время в церкви служили: священник Иван
Рождественский, диакон Петр Тимашевский, дьячок Алексей Ардатский, второй
диакон Петр Измайлов и пономарь Василий Мудров.
Село располагалось в 218 верстах от города
Казани и в 118 верстах от уездного города Козмодемьянска. Ближайшая к селу Арда
церковь, это церковь села Ахмылово в 16 верстах. Ардинская церковь была построена
в 1816 году на средства прихожан. Имела два престола: первый главный холодный в
честь Рождества Христова, второй теплый во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
Надо отметить, что Ардинский приход, в котором
предстояло служить моему прапрадеду Александру, по тому времени считался небедным. На содержание священно-церковнослужителей от казны выделялось по 276
рублей серебром в год. Дополнительно к денежному содержанию собиралась еще с
прихожан руга (
Руга (от греч. ῥόγα, «жалование» в свою очередь от лат. rogāre) —
выплаты духовенству, «ружникам» в Русском государстве
и Российской империи, выдаваемые обычно из
государственной казны или из собственных средств крупного землевладельца. Руга
первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо
жалованья. В отличие от десятины, размер
руги назначался совершенно произвольно). Руга составляла для священника 300 пудов, диаконам 225 пудов,
дьячкам 150 пудов и пономарю 150 пудов пшеницы в год. Доходы от молебнов и
крестного хода всем причтом составляли во весь год еще 30 рублей серебром.
Назначение пономарем Александра именно в это
село Арда, по-видимому, объясняется тем, что он хорошо знал черемисский
(марийский) язык и мог изъясняться на нем. В то время в селе преобладало
марийское население – сто с лишним крестьянских дворов; русских же крестьянских
дворов было 7-8.
В этом же 1855 году в возрасте 20-ти лет
Александр сочетался браком с девицей Надеждой Васильевной Мудровой. Она была
седьмым и последним ребенком в семье пономаря Мудрова. Надежда стала пономарю
Александру верным, неизменным спутником в жизни, помощником в трудах, радостях
и скорби. Жили в добре и благочестии, подавая пример своим детям.
Господь благословил их праведное семейство,
даровав им семь детей. Первый, родившийся в 1856 году ребенок, был назван
Сергеем, а потом родились Евлампия в 1858 году, Хрисанф в 1861 году, Василий в
1862 году, Павел в 1868 году, Димитрий в 1870 году, Мария в 1873 году. Большая
семья пономаря Александра жила не богато, но все, же они с женой Надеждой
Васильевной смогли дать духовное образование своим сыновьям, и они их надежды в
дальнейшем оправдали.
Хочется немного сказать об отце Надежды
Мудровой – пономаре Ардинской церкви Василие Григорьевиче
Мудрове. Пономарь Василий Мудров был участником Казанского ополчения, в
которое он вступил добровольно по окончании Казанской Духовной Академии во
время Отечественной войны 1812 года с Наполеоном, и прослужил до роспуска
ополчения в 1816 году. Кроме того он является родоначальником большого рода
священно-церковнослужителей Марийского края, совмещавших свою духовную службу с
учительством в селе Пернягаш (Пайгусово) в мужском училище и 2-х женских
церковно-приходских школах начиная с 1861 года.
Нелегкая сельская жизнь вынуждала приходское
священство и церковнослужителей держать домашнее хозяйство. Зачастую священник,
диакон, пономарь были больше крестьянами, нежели духовными лицами.
Александр сам косил, рубил лес, сеял хлеб и занимался многим другим крестьянским трудом, чтобы обеспечить содержание всей семьи и обучение своих детей. В те времена в многодетной пономарской семье работали все от мала до велика, не взирая на возраст, тем более в такую пору, как лето, когда «день год кормит». Не являлись исключением и сыновья Сергей, Василий, Хрисанф, Павел, Дмитрий и дочери Евлампия и Мария. В обязанности их входила уборка сена и другие нелегкие сельскохозяйственные работы. «Убегай от праздности и убережешься от греха» – это святоотеческое наставление было для детей Александра образом жизни. Худо-бедно, но Александр с женой Надеждой Феодоровной, все-таки смогли обеспечить обучение своих сыновей в духовных заведениях, а дочерей выдать замуж.
Александр сам косил, рубил лес, сеял хлеб и занимался многим другим крестьянским трудом, чтобы обеспечить содержание всей семьи и обучение своих детей. В те времена в многодетной пономарской семье работали все от мала до велика, не взирая на возраст, тем более в такую пору, как лето, когда «день год кормит». Не являлись исключением и сыновья Сергей, Василий, Хрисанф, Павел, Дмитрий и дочери Евлампия и Мария. В обязанности их входила уборка сена и другие нелегкие сельскохозяйственные работы. «Убегай от праздности и убережешься от греха» – это святоотеческое наставление было для детей Александра образом жизни. Худо-бедно, но Александр с женой Надеждой Феодоровной, все-таки смогли обеспечить обучение своих сыновей в духовных заведениях, а дочерей выдать замуж.
Сергий – окончил Чебоксарское духовное училище, поступил в Казанскую
Духовную семинарию, окончил ее по 2 разряду в 1879 году, был возведен в сан
священника к Владимирской церкви села Кузнецово Царевококшайского уезда.
В 1885 году по прошению был переведен на священническое место в село Нурма
Царевококшайского уезда к церкви во имя Казанской Божией Матери, где прослужил
в этом сане до 1919 года. В 1919 году был возведен в сан протоиерея. Умер в
1937 году.
Василий – окончил Чебоксарское духовное училище в 1879 году. В 1880
году поступал в Казанскую Духовную семинарию, но не прошел экзаменационные
испытания и не был зачислен. По прошению, в 1882 году был определен псаломщиком
в село Байтеряково Лаишевского уезда Казанской губернии к Владимиро-Богородицкой
церкви. Прослужил он в этом сане до 1901 года. 25 февраля 1901 года был
рукоположен в сан диакона, продолжая занимать псаломщическую вакансию. В
1906 году был переведен в село Нырты Мамадышского уезда Казанской губернии.
Умер в 1921 году.
Димитрий – окончил Чебоксарское духовное училище, поступил в Казанскую
Духовную семинарию, по окончании которой в 1891 году был направлен в село
Азаново Царевококшайского уезда служить в псаломническом звании в церкви во имя
Казанской божией Матери. В 1892 октября 18 дня был рукоположен во
священника. В 1899 году был перемещен священником же к Смоленской церкви села
Соловцово Казанского уезда. С 1911 года служил в Покровской церкви села
Тагашево этого уезда. В тридцатых годах был возведен в сан протоиерея. Умер в
1937 году. Захоронен он в этом же селе.
Хрисанф – окончил Чебоксарское Духовное училище в 1876 году, по
окончании служил письмоводителем в различных присутственных местах.Василий (стоит) и Дмитрий Альпидовские. Казань. Начало 20-го века.
Павел – окончил Чебоксарское Духовное училище в 1885 году и с того времени стал служить учителем в церковно-приходских школах деревень Кушерга, Ершовой Ардинского прихода. За ревностные труды свои на учительской ниве Павлу было присвоено звание «Почетный гражданин». К сожалению, он рано ушел из жизни, умер в 1900 году на 37 году жизни от чахотки. Захоронен на Ардинском кладбище.
Евлампия – вышла замуж за диакона церкви села Чермышево Козмодемьянского уезда Феодора Тимофеевича Лебедева из крещёных марийцев.
Мария – вышла замуж за псаломщика церкви села Ахмылово Александра Петровича Альфонсова, сына чиновника г. Козмодемьянска.
Пятого января 1902 года, в селе Арда
Козмодемьянского уезда, на 68 году жизни скончался псаломщик
Христовоздвиженской церкви Александр Гавриилович Альпидовский, смиренный и
праведный служитель Церкви Божией. В тишине и безвестности, скромно и с простым
сердцем делавший свое церковное дело; снискавший любовь и уважение прихожан за
свою многолетнюю службу в церкви села Арда, в должности псаломщика. Таким
был мой покойный прапрадед Александр, сын бедного дьячка села Ахмылово
Козмодемьянского уезда Казанской губернии.
.jpg)
%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg)
Комментарии
Отправить комментарий