Андрей Альпидовский. История моего прапрадеда



Дом псаломщика Александра Альпидовского в селе Ахмылово. Татарстан. 2000-е годы.

Альпидовский Андрей Дмитриевич. Родился в 1960 г. в г.Горьком. Окончил эксплуатационный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. Работает на кафедре Управления транспортом Волжского государственного университета водного транспорта. Доцент, кандидат технических наук. Автор нескольких книг стихов и прозы. Его стихи и статьи печатались в журнале «Вертикаль. XXI век», в коллективных сборниках. Второй призёр турнира поэтов второй литературной универсиады Приволжского федерального округа в г. Саранске. Член Нижегородской областной организации Союза писателей России. Живёт в Нижнем Новгороде.

  История моего прапрадеда



Родился мой прапрадед Александр Гаврилович Альпидовский в царствование императора Николая Ι в 1835 г.,  и был вторым ребенком в благочестивой многодетной семье (всего было 9 человек) дьячка села Ахмылова Козмодемьянского уезда Гавриила Михайловича Альпидовского и законной жены его Анны Феодоровны (урожденная дьячковская дочь Иванова).

Село Ахмылово, раскинулось в живописном месте на берегу Волги, в 1835 году имело около 27 дворов, в которых проживало 71 мужская и 80 женских душ крестьян. Это число менялось в большую или меньшую сторону в зависимости от эпидемий и болезней, которые охватывали село в разные годы. На самом высоком месте села расположился приходской каменный храм с колокольней и двумя престолами: первый, холодный во имя Иоанна-Предтечи; второй, в приделе теплый во имя Сретения Господня. Построен он был на средства прихожан в 1828 году.
С этим храмом были связаны детские годы Александра. Здесь в младенчестве его крестили, здесь он произносил свои первые молитвы, пел и читал на клиросе, ходил по селу с детьми славить Христа в Рождество и Пасху, собирая подарки и мелкие денежки, которые давали прихожане. Деревенская обстановка села давала детям полный простор для их игр и затей. В этом храме с 1832 года служил дьячком и отец Александра – Гавриил Михайлович Альпидовский.

Дьячок Гавриил Михайлович Альпидовский служил ревностно, с любовью и вниманием к церковному уставу и прихожанам. Церковное начальство за многолетние труды в одном приходе представило его к награждению в 1890 году. Последовал Указ Государя императора о награждении «За 50-летнюю беспорочную и отлично усердную службу, золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на шее, на Анненской ленте». Такой высокой награды, по моему мнению, не получал никто из дьячков Казанской епархии. За время служения в приходской церкви села Ахмылово по записям в метрических книгах дьячок Гавриил Альпидовский около 50-ти раз становился крестным отцом младенцам, рождавшимся в марийских и русских семьях прихожан из деревень: Большая Рутка, Малая Рутка, Кукшарь, Тогашево, Троицкий Посад, Эникеево, Икса, Кумьи. В те, дореволюционные времена, родители новорожденных младенцев очень серьезно относились к выбору крестных для ребенка (кума и кумы). Людей с моральными и физическими недостатками, вдов и вдовцов, бездетных и несчастливых не приглашали.  Вот таким уважаемым в приходе человеком был отец Александра дьячок Гавриил Альпидовский.

О матери Александра Анне Феодоровне Ивановой известно, что она была дочерью заштатного дьячка Феодора Иванова, ранее служившего в этом же селе. Умерла она в 1896 году апреля 9 дня на 79 году жизни. Гавриил Михайлович ненамного пережил свою жену, и по весне 1898 года апреля 30 дня скончался. Захоронены они на Ахмыловском кладбище.
Родители Александра не сомневались, что он, так же как и его старший брат Иван, пойдет по стопам предков, будет служить по духовному ведомству. По достижении 12 лет Александр, обученный грамоте в родительском доме, был отдан в Чебоксарское духовное училище в причетнический класс. Летом в 1854 года по окончании полного курса духовного училища, был уволен из него в Епархиальное ведомство, а в 1855 году октября 16 дня был определен по прошению, на освободившееся штатное место пономаря к церкви села Арда Козмодемьянского уезда.
 
В то время в церкви служили: священник Иван Рождественский, диакон Петр Тимашевский, дьячок Алексей Ардатский, второй диакон Петр Измайлов и пономарь Василий Мудров.
Село располагалось в 218 верстах от города Казани и в 118 верстах от уездного города Козмодемьянска. Ближайшая к селу Арда церковь, это церковь села Ахмылово в 16 верстах. Ардинская церковь была построена в 1816 году на средства прихожан. Имела два престола: первый главный холодный в честь Рождества Христова, второй теплый во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
Надо отметить, что Ардинский приход, в котором предстояло служить моему прапрадеду Александру, по тому времени считался небедным. На содержание священно-церковнослужителей от казны выделялось по 276 рублей серебром в год. Дополнительно к денежному содержанию собиралась еще с прихожан руга (
Руга (от греч. ῥόγα, «жалование» в свою очередь от лат. rogāre) — выплаты духовенству, «ружникам» в Русском государстве и Российской империи, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств крупного землевладельца. Руга первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо жалованья. В отличие от десятины, размер руги назначался совершенно произвольно). Руга составляла для священника 300 пудов, диаконам 225 пудов, дьячкам 150 пудов и пономарю 150 пудов пшеницы в год. Доходы от молебнов и крестного хода всем причтом составляли во весь год еще 30 рублей серебром.
Назначение пономарем Александра именно в это село Арда, по-видимому, объясняется тем, что он хорошо знал черемисский (марийский) язык и мог изъясняться на нем. В то время в селе преобладало марийское население – сто с лишним крестьянских дворов; русских же крестьянских дворов было 7-8.
В этом же 1855 году в возрасте 20-ти лет Александр сочетался браком с девицей Надеждой Васильевной Мудровой. Она была седьмым и последним ребенком в семье пономаря Мудрова. Надежда стала пономарю Александру верным, неизменным спутником в жизни, помощником в трудах, радостях и скорби. Жили в добре и благочестии, подавая пример своим детям.
Господь благословил их праведное семейство, даровав им семь детей. Первый, родившийся в 1856 году ребенок,  был назван Сергеем, а потом родились Евлампия в 1858 году, Хрисанф в 1861 году, Василий в 1862 году, Павел в 1868 году, Димитрий в 1870 году, Мария в 1873 году. Большая семья пономаря Александра жила не богато, но все, же они с женой Надеждой Васильевной смогли дать духовное образование своим сыновьям, и они их надежды в дальнейшем оправдали.
Хочется немного сказать об отце Надежды Мудровой – пономаре Ардинской церкви Василие Григорьевиче Мудрове. Пономарь Василий Мудров был участником Казанского ополчения, в которое он вступил добровольно по окончании Казанской Духовной Академии во время Отечественной войны 1812 года с Наполеоном, и прослужил до роспуска ополчения в 1816 году. Кроме того он является родоначальником большого рода священно-церковнослужителей Марийского края, совмещавших свою духовную службу с учительством в селе Пернягаш (Пайгусово) в мужском училище и 2-х женских церковно-приходских школах начиная с 1861 года.
Нелегкая сельская жизнь вынуждала приходское священство и церковнослужителей держать домашнее хозяйство. Зачастую священник, диакон, пономарь были больше крестьянами, нежели духовными лицами.
Александр сам косил, рубил лес, сеял хлеб и занимался многим другим крестьянским трудом, чтобы обеспечить содержание всей семьи и обучение своих детей. В те времена в многодетной пономарской семье работали все от мала до велика, не взирая на возраст, тем более в такую пору, как лето, когда «день год кормит». Не являлись исключением и сыновья Сергей, Василий, Хрисанф, Павел, Дмитрий и дочери Евлампия и Мария. В обязанности их входила уборка сена и другие нелегкие сельскохозяйственные работы. «Убегай от праздности и убережешься от греха» – это святоотеческое наставление было для детей Александра образом жизни. Худо-бедно, но Александр с женой Надеждой Феодоровной, все-таки смогли обеспечить обучение своих сыновей в духовных заведениях, а дочерей выдать замуж.
Сергий – окончил Чебоксарское духовное училище, поступил в Казанскую Духовную семинарию, окончил ее по 2 разряду в 1879 году, был возведен в сан священника к Владимирской церкви  села Кузнецово Царевококшайского уезда. В 1885 году по прошению был переведен на священническое место в село Нурма Царевококшайского уезда к церкви во имя Казанской Божией Матери, где прослужил в этом сане до 1919 года. В 1919 году был возведен в сан протоиерея. Умер в 1937 году.
Василий – окончил Чебоксарское духовное училище в 1879 году. В 1880 году поступал в Казанскую Духовную семинарию, но не прошел экзаменационные испытания и не был зачислен. По прошению, в 1882 году был определен псаломщиком в село Байтеряково Лаишевского уезда  Казанской губернии к Владимиро-Богородицкой церкви. Прослужил он в этом сане до 1901 года. 25 февраля 1901 года был рукоположен в сан диакона, продолжая занимать псаломщическую вакансию. В 1906 году был переведен в село Нырты Мамадышского уезда Казанской губернии. Умер в 1921 году.
Димитрий – окончил Чебоксарское духовное училище, поступил в Казанскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1891 году был направлен в село Азаново Царевококшайского уезда служить в псаломническом звании в церкви во имя Казанской божией Матери. В 1892 октября  18 дня был рукоположен во священника. В 1899 году был перемещен священником же к Смоленской церкви села Соловцово Казанского уезда. С 1911 года служил в Покровской церкви села Тагашево этого уезда. В тридцатых годах был возведен в сан протоиерея. Умер в 1937 году. Захоронен он  в этом же селе.

Василий (стоит) и Дмитрий Альпидовские. Казань. Начало 20-го века.

Хрисанф – окончил Чебоксарское Духовное училище в 1876 году, по окончании служил письмоводителем в различных присутственных местах.
Павел – окончил Чебоксарское Духовное училище в 1885 году и с того времени стал служить учителем в церковно-приходских школах деревень Кушерга, Ершовой Ардинского прихода. За ревностные труды свои на учительской ниве Павлу было присвоено звание «Почетный гражданин». К сожалению, он рано ушел из жизни, умер в 1900 году на 37 году жизни от чахотки. Захоронен на Ардинском кладбище.
Евлампия – вышла замуж за диакона церкви села Чермышево Козмодемьянского уезда Феодора Тимофеевича Лебедева из крещёных марийцев.
Мария – вышла замуж за псаломщика церкви села Ахмылово Александра Петровича Альфонсова, сына чиновника г. Козмодемьянска.


Пятого января 1902 года, в селе Арда  Козмодемьянского уезда, на 68 году жизни скончался псаломщик Христовоздвиженской церкви Александр Гавриилович Альпидовский, смиренный и праведный служитель Церкви Божией. В тишине и безвестности, скромно и с простым сердцем делавший свое церковное дело; снискавший любовь и уважение прихожан за свою многолетнюю службу в церкви села Арда,  в должности псаломщика. Таким был мой покойный прапрадед Александр, сын бедного дьячка села Ахмылово Козмодемьянского уезда Казанской губернии.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Духовенство Казанской губернии 19 века

История улицы Больничной (Нестерова). Главы из книги «Волжские рассказы»

Валерий Сдобняков читает стихи Н.И.Рыленкова. Октябрь 2023 года.