Происхождение фамилии. «Альпидовские. История рода», Андрей Альпидовский



Главы из книги «Альпидовские. История рода».

Происхождение фамилии

Каким же образом столетия назад в русской глубинке вдруг появилась фамилия, в основе которой лежит греческое мужское имя Эльпидиус?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к происхождению русских фамилий и, в частности, к происхождению фамилий священнослужителей на Руси[1].

 

История происхождения фамилий

До XVIII века фамилии русских священнослужителей образовывались примерно так же, как у остальных россиян русского происхождения, и были еще не у всех. Как и все прочие, они получали фамилии из отчеств, то есть с окончанием на -ов и -ин. Со временем начались трудно­сти: в Успенской церкви поп - Иван Иванов, и в Покровской церкви поп Иван Иванов, и в нескольких других церквях в округе тоже служат Иваны Ивановы, причем у одних Иванов - это фамилия, а у других - отчество, а фамилии и вовсе нет. Как их различать церковному начальству? Разве что - так и говорить: успенский поп Иван Иванов да По­кровский поп Иван Иванов. Но большое влияние в московских церковных кругах ста­ли оказывать выходцы из Украины, из Киева, а там пользовались фамилиями юго­-западного типа: были белорусские фамилии на -ич и -вич, типично полесские на -ук и -юк, украинские на -емко и др., но наиболее близкими русским показались фамилии на -ский. Поэтому было решено всем этим попам Ивановым давать фамилии Успенский, Покровский, Якиманский (от церкви Иоакима и Анны) и Крестовоздвиженский. Хо­рошие благозвучные фамилии. Так и повелось.
Когда заметили, что фамилии «от церквей» стали повторяться, начали изобре­тать «красивые» фамилии, но с тем же окончанием на -ский и —цкий: Добровольский, Боголюбский, Смирницкий. Причем в ход пошли не только русские корни, но и слова из латинского или греческого словарей. Был Бобров - стал Касторский, был Скворцов - стал Стурницкий, и так далее: Хлебников - Артоболевский, Песков - Аренский. С греко-латинским корнем в ход пошли и окончания -ов, -ев, ведь все равно фамилия получится оригинальной, ни на что непохожей: Гусев - Ансеров, Орлов - Аквилев или Первенцев - Протогенов.
А что бы означала фамилия Азелицкий? Звучит красиво и загадочно. Но, пора­ботав с историческими источниками и словарями, мы узнаем: такая фамилия давалась в духовных семинариях самым ленивым ученикам. А означает она (в буквальном пе­реводе с латыни) «лишенный соревновательного духа». Другой пример - «говорящая» фамилия Пьянков. Ее могли заменить на Собриевский (от латинского «собриус» - трезвенник).
Был, кроме того, и обычай давать попу фамилию по месту, откуда он родом, с помощью окончания -ов или -ев и часто с помощью суффикса -ц-\ Казанцев, Ростов­цев, Суздальцев, Муромцев или Холмогоров. Если батюшка происходил из какой-нибудь глухой деревни с диковинным на русский слух названием, то современный ис­следователь может и не догадаться, от какого слова произошла его фамилия. Между прочим, вокруг Казани довольно много сел с мусульманскими названиями, и бывало и так, что происходящие из этих сёл священники получали фамилии с исламским оттен­ком.
Делом ректора духовного училища, семинарии или смотрителя было придумы­вать и собственноручно обозначать фамилии новым ученикам. Фамилии назначались:
а)      больше всего по округам, церквям, селам, например: Мамадышский, Корсунский, Нурминский, Тогаевский, Спасский, Покровский, Предтеченский, Преображенский, Тагашевский и т.д.;
б)      затем фамилии давались по именам родителей или родственников; по наружности и особенностям учеников, а иногда и родителей или родственников, которые приводили детей к ректору, по фамилиям знатных людей, и по событиям и лицам историческим, по предметам собственной истории и по некоторым греческим и латинским словам, например: Афанасьев, Софийский (сын Софьи), Маврин (сын Мавры), Екатерининский, Красавцев, Однооков, Животоносов,  Голоснинский, Несмелов, Немков, Глухов, Тихонравов, Великанов, Птенцов, Цветков, Волков, Рапидов, Астериев, Боголюбов, Победоносцев. До 1817г. давались фамилии и от имен мифологических: Янусов, Адонисов, Афродитин, Кипридов т.п.
Семинаристы сложили четверостишие на получение фамилий:
«По церквам, по цветам,
По камням, по скотам
И яко восхошет
Его преосвященство».
Теперь попробуем разобраться, «яко восхотел»  некий духовный начальник связать фамилию простого россиянина с греческим словом «надежда» и когда это произошло.

[1] Следующий раздел написан по материалам Владимира Алексеевича Альпидовского


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Духовенство Казанской губернии 19 века

История улицы Больничной (Нестерова). Главы из книги «Волжские рассказы»

Валерий Сдобняков читает стихи Н.И.Рыленкова. Октябрь 2023 года.