Происхождение фамилии. «Альпидовские. История рода», Андрей Альпидовский

Главы
из книги «Альпидовские. История рода».
Происхождение фамилии
Каким
же образом столетия назад в русской глубинке вдруг появилась фамилия, в основе
которой лежит греческое мужское имя Эльпидиус?
Для
того, чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к происхождению русских
фамилий и, в частности, к происхождению фамилий священнослужителей на Руси[1].
История происхождения фамилий
До
XVIII
века
фамилии русских священнослужителей образовывались примерно так же, как у остальных
россиян русского происхождения, и были еще не у всех. Как и все прочие, они
получали фамилии из отчеств, то есть с окончанием на -ов и -ин. Со
временем начались трудности: в Успенской церкви поп - Иван Иванов, и в
Покровской церкви поп Иван Иванов, и в нескольких других церквях в округе тоже
служат Иваны Ивановы, причем у одних Иванов - это фамилия, а у других -
отчество, а фамилии и вовсе нет. Как их различать церковному начальству? Разве
что - так и говорить: успенский поп Иван Иванов да Покровский поп Иван Иванов. Но большое влияние в московских
церковных кругах стали оказывать выходцы из Украины, из Киева, а там
пользовались фамилиями юго-западного типа: были белорусские фамилии на -ич и
-вич, типично полесские на -ук и -юк, украинские на -емко
и др., но наиболее близкими русским показались фамилии на -ский. Поэтому
было решено всем этим попам Ивановым давать фамилии Успенский, Покровский,
Якиманский (от церкви Иоакима и Анны) и Крестовоздвиженский. Хорошие
благозвучные фамилии. Так и повелось.
Когда
заметили, что фамилии «от церквей» стали повторяться, начали изобретать
«красивые» фамилии, но с тем же окончанием на -ский и —цкий: Добровольский,
Боголюбский, Смирницкий. Причем в ход пошли не только русские корни, но и слова
из латинского или греческого словарей. Был Бобров - стал Касторский, был
Скворцов - стал Стурницкий, и так далее: Хлебников - Артоболевский, Песков -
Аренский. С греко-латинским корнем в ход пошли и окончания -ов, -ев, ведь
все равно фамилия получится оригинальной, ни на что непохожей: Гусев - Ансеров,
Орлов - Аквилев или Первенцев - Протогенов.
А
что бы означала фамилия Азелицкий? Звучит красиво и загадочно. Но, поработав с
историческими источниками и словарями, мы узнаем: такая фамилия давалась в
духовных семинариях самым ленивым ученикам. А означает она (в буквальном переводе
с латыни) «лишенный соревновательного духа». Другой пример - «говорящая»
фамилия Пьянков. Ее могли заменить на Собриевский (от латинского «собриус» - трезвенник).
Был,
кроме того, и обычай давать попу фамилию по месту, откуда он родом, с помощью
окончания -ов или -ев и часто с помощью суффикса -ц-\ Казанцев,
Ростовцев, Суздальцев, Муромцев или Холмогоров. Если батюшка происходил из
какой-нибудь глухой деревни с диковинным на русский слух названием, то
современный исследователь может и не догадаться, от какого слова произошла его
фамилия. Между прочим, вокруг Казани довольно много сел с мусульманскими
названиями, и бывало и так, что происходящие из этих сёл священники получали
фамилии с исламским оттенком.
Делом
ректора духовного училища, семинарии или смотрителя было придумывать и
собственноручно обозначать фамилии новым ученикам. Фамилии назначались:
а) больше всего по округам, церквям, селам,
например: Мамадышский, Корсунский, Нурминский, Тогаевский, Спасский,
Покровский, Предтеченский, Преображенский, Тагашевский и т.д.;
б) затем фамилии давались по именам родителей
или родственников; по наружности и особенностям учеников, а иногда и родителей
или родственников, которые приводили детей к ректору, по фамилиям знатных людей,
и по событиям и лицам историческим, по предметам собственной истории и по
некоторым греческим и латинским словам, например: Афанасьев, Софийский (сын
Софьи), Маврин (сын Мавры), Екатерининский, Красавцев, Однооков, Животоносов, Голоснинский, Несмелов, Немков, Глухов,
Тихонравов, Великанов, Птенцов, Цветков, Волков, Рапидов, Астериев, Боголюбов,
Победоносцев. До 1817г. давались фамилии и от имен мифологических: Янусов, Адонисов,
Афродитин, Кипридов т.п.
Семинаристы
сложили четверостишие на получение фамилий:
«По
церквам, по цветам,
По
камням, по скотам
И
яко восхошет
Его
преосвященство».
Теперь
попробуем разобраться, «яко восхотел» некий
духовный начальник связать фамилию простого россиянина с греческим словом
«надежда» и когда это произошло.
[1]
Следующий раздел написан по материалам Владимира Алексеевича Альпидовского
Комментарии
Отправить комментарий