Исторические корни фамилии. Главы из книги «Альпидовские. История рода».


Исторические корни фамилии Альпидовский. «Альпидовские. История рода», Андрей Альпидовский, издательство «Дятловы горы», Н.Новгород, 2011 (2016).

Главы из книги «Альпидовские. История рода».

Исторические корни фамилии Альпидовский

Первое упоминание в архивных источниках фамилии «Альпидовский» обнаружено моим родственником из Казани, Владимиром Алексеевичем Альпидовским.
По данным переписи 1834 года в архивных документах фигурирует дьячок Гавриил Михайлов Альпи­довский (1814 г.р.), в 1834 г. – ему 20 лет, он показан, как родной сын дьячка Михаила Семенова Бровкина.
В то время он служит в церкви села Ахмылово (Коротни) Казанской губернии Козмодемьянского уезда Касинской волости. Село находится от г. Казани в 212-ти верстах[1], население - марийцы[2]. Церковь в селе однокомплектная[3], Предтеченская, построена в 1828г. на средства прихожан. Здание ка­менное с колокольней, двухпрестольное[4]. Первый холодный придел во имя Иоанна Предтечи, второй - теплый во имя Сретения Господня. По штату положено: священник - 1, диакон - 1, причетник - 2.
А кто же отец Гавриила - Михаил Семенов Бровкин и почему у его родного сына другая фамилия? Ответ на первый вопрос найден также Владимиром Алексеевичем Альпидовским:
Сведения из архивов
Дьячок Михаил Семенов Бровкин (1773-74 г.р.)
По архивным данным в 1773 г. на свет появился Михаил, сын Семена (в какой местности, установить пока не удалось, вероятнее всего, в Марийском крае). В то время на Руси народ фами­лий не имел, и всех звали так: Михаил Семенов сын, Иван сын Петра и т.д.
Он служил дьячком в церкви села Ильинская Пустынь Козмодемьянского уезда Казанской губернии, церковь во имя святого пророка Ильи, каменная, построена в 1794г. на средства прихожан с теп­лым приделом во имя Рождества Христова. Колокольня построена в 1858 г. Церковный причт[5] по штатному расписанию отнесен к 4 классу и потому ему положено: священ­ник, диакон, дьячок, пономарь, просфирня.
Село Ильинская пустынь находится от Казани на расстоянии 180 верст, от г. Козьмодемьянска - 27 верст. В приход входят 14 дере­вень в основном с чувашским[6] населением.
Дьячок Михаил Семенов в 1799 г. окончил Казанскую духовную академию из Риторики (отделение Казанской духовной академии). В дьячки произведен в 1799 г. декабря 18-го дня в Казанском Ивановском монастыре прямо к сей церкви. Ставленую дьячковскую грамоту[7] имеет. В 1797 (1798?) г. женился. Жена Ксения Алексеевна.
По 6-й переписи населения имел детей:
1.     Сыновья:
Иван (1799—1801 г.р.) - по 6-ой переписи ему 12 лет. В 1815г. февраля 22-го дня определен в дьячки, а сего 1816г. августа 14-го дня посвящен в стихарь прямо к сей церкви. Ставленую грамоту имеет. В диаконы произведен в 1817 г. В 1821 г. писан в оное село, в Казанском духовном училище получил фамилиюВиноградов,
Василий (1806г.р.) - 9 лет по 7-ой (1817г.) переписи, в 1826г. исключен из Че­боксарского духовного училища за пороки в гражданское ведомство,
Гавриил (1811-1814? г.р.), в 1822г.  поступил в Чебоксарское духовное училище, учился хорошо, был честного поведения, при поступ­лении в училище ему сменили фамилию Бровкин на фамилию – Альпидовский,
Андрей (1818г.р.) - в 1834г. в возрасте 16-ти лет обучался в Чебоксарском ду­ховном училище.
2.     Дочери:
Екатерина (1804 г.р.), Марфа (1809г.р.), Татиана (1810г.р.), Евдокия (1811 г.р.).
В 1817г. Михаил Семенов взял себе или ему дал волостной писарь фамилию Бровкин. Фамилию Бровкин дали, возможно, от того, что у него были густые брови, то есть по его внешнему виду.
К 50-ти годам он овдовел и примерно в 1821 г. женился во второй раз. Вторая жена Мария Яковлевна (примерно, 1799 г.р.). От совместного брака у них 2 дочери-девицы Параскева (примерно, 1822 г.р.) и Анна (примерно, 1829 г.р.). В 1850 г. в возрасте 76-ти лет он еще несет службу в церкви со своим сыном диаконом Иваном Михайловым Виноградовым. Возможно, что Михаил Семенов Бровкин захо­ронен в с. Ильинская Пустынь.
Таким образом, известно, что в Козмодемьяновском уезде Казанской губернии (нынешняя территория республики Марий Эл) с 1773 г. проживал Михаил сын Семёна, русский, мариец или татарин – неизвестно.
В возрасте 24-25  лет (1797-98 г.) он женился на девице Ксении дочери Алексея, происхождение её также неизвестно.
В 1799 г. окончил Казанскую духовную академию по отделению риторики и в том же году 18 декабря был произведён в дьячки в Казанском Ивановском монастыре с вручением «ставленой дьячковской грамоты». Этот самый Михаил Семёнович был моим пра-пра-пра-прадедом, то есть дедом в четвёртом колене. Правили в это время Русью в 1773 г - Екатерина II[8], с 1796 г. - сын её Павел[9]. Теперь мы вплотную подошли к решению вопроса о появлении фамилии Альпидовский, а также – почему у отца Бровкина сын Гавриил получил фамилию Альпидовский, а сын Иван – фамилию Виноградов?
Ответ в архивных материалах нашел Владимир Алексеевич Альпидовский:
Родные братья, записываемые в разное время или одновременно в один класс иногда получали разные фамилии. Некоторые родители на прошениях означали свои фамилии, но их дети, случалось, носили другие фамилии. То есть при поступлении им давали разные фамилии, например: отец - Бишевский, а сын - Рождественский. Неко­торые ученики были записываемые в семинарию при особых обстоятельствах, которые и давали ректору духовного училища, семинарии основания к нареканию новых фами­лий с учетом этих обстоятельств. Таким образом, многие ученики имели фамилии произвольные, т.е. те, которые давал им ректор, смотритель, а не те, которые сохраня­ли их родители. В Самарской губернии Ставропольского уезда с. Авралей диакона Гаврила Витевского сын Аристотель в 1822 г. поступил в Казанское духовное училище с именем Арис и прозванием Витевского. Но при переводе в 1828 г. из высшего отде­ления училища в низший класс Казанской духовной семинарии при испытании про­фессору Филарету Амфитеатрову угодно было переменить как имя, так и фамилию, то есть вместо Аристотеля назвать его Андреем, а вместо Витевского - Аристотелевым. Поэтому во всех списках, начиная со времени перевода его в семинарию, и значился он как Андрей Аристотелев.
Таким образом, вероятно, и получилось, что родные братья начали носить разные фамилии, да ещё отличающиеся от фамилии их отца. Старшему брату Ивану досталась в Казанском духовном училище «фруктовая» фамилия – Виноградов, а младший брат Гавриил в Чебоксарском духовном училище получил фамилию, основанную на греческом имени Эльпидиус – Альпидовский.
Можно предположить (в шутку), что, наверное, в Казани духовные наставники больше любили фрукты, а в Чебоксарах – увлекались греческим языком и грамматикой.
В дальнейшем Священный Синод принял меры к исправлению таких ситуаций.
В указе Священного Синода от 18 ноября 1846 г. было предписано:
«В некоторых епархиях существуют обычаи переменять воспитанникам духовных учеб­ных заведений фамилии их отцов, и присваивать произвольные и нередко весьма странные и несвойственные для лиц духовного звания фамилии.
Такой обычай, кото­рому нигде нет примера, противен разуму постановлений о союзе семейственном, уст­раняет должное уважение к поколениям, поставляет каждого вне общественной связи с предками и потомками, а по делам производит запутанность и даже совершенную невозможность разрешить вопросы по происхождению, ибо встречались случаи, что члены одного семейства и несколько родных братьев именуются каждый особыми фа­милиями.
 Посему Священный Синод определил предписать по всему духовному ве­домству, чтобы впредь в сем ведомстве никому не присваивались фамилии произволь­ные, но чтобы по общему порядку дети сохраняли свои фамилии».
В указе Священного Синода от 7-го июля 1857 г. говорится о том, что «вследствие возникающего вопроса о том, какие фамилии давать детям духовного звания при поступлении в училища, от­цы коих не имеют фамилии, было предписано по всему духовно-учительскому ведом­ству, чтобы детям сим давать фамилии, производимые от имени их отцов».
Следуя этому указу, Семинар­ское правление 17 июня 1858 г. определило: «Ученикам, имеющим фамилии, различные от фамилий отцов их, в сообразность с указом Священного Синода от 18 ноября 1846г., ныне же переменить на фамилии их отцов, а ученикам, которых отцы родовых фамилий не имеют, дать фамилии, производимые от отцов их применительно к определению Священного Синода от 7 июня 1857 г. Смотрителем духовных училищ со своей стороны предписано, чтобы таковым мальчикам давали бы фамилии, произ­водимые от имени отца их так, чтобы ежели у какого мальчика бесфамильный отец Иван Васильев, то по отчеству и сын его имел бы фамилию Васильев».
Но Священный Синод слегка опоздал со своим указом и, как говорится, «что выросло – то выросло». Дети одного отца – Михаила Семенова Бровкина – пошли дальше по жизни с разными фамилиями.




[1] 1 верста = 500 саженей = 1066,8 м.
[2] Мари́йцы (ранее: русск. черемисы, тюрк. чирмыш)  — финно-угорский народ в России, в основном в республике Марий Эл. Марийский язык относится к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.
[3] Однокомплектная церковь - с 1 священником, дьячком и пономарем, предполагался приход от 150 дворов.
[4] Престо́л в православном храме — стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии - (греч. ευχαριστία — благодарение), - Свято́е Прича́стие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран, англикан — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом.
[5] Причт — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви.
[6] Чува́ши (чуваш. чăвашсем) — тюркский народ, основное население Чувашской Республики (Россия). Язык — чувашский. Является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков

[7] Ставленая грамота (церк.) - письменное свидетельство от архиерея, удостоверяющее посвящение в сан священника, дьякона.
[8] Екатери́на II Великая (Екатерина Алексе́евна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg; 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская (1762—1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи.






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Духовенство Казанской губернии 19 века

История улицы Больничной (Нестерова). Главы из книги «Волжские рассказы»

Валерий Сдобняков читает стихи Н.И.Рыленкова. Октябрь 2023 года.