История происхождения фамилий священнослужителей


До XVIII века фамилии русских священнослужителей образовывались примерно так же, как у остальных россиян русского происхождения, и были еще не у всех. Как и все прочие, они получали фамилии из отчеств, то есть с окончанием на -ов и -ин. Со временем начались трудно­сти: в Успенской церкви поп - Иван Иванов, и в Покровской церкви поп Иван Иванов, и в нескольких других церквях в округе тоже служат Иваны Ивановы, причем у одних Иванов - это фамилия, а у других - отчество, а фамилии и вовсе нет. Как их различать церковному начальству? Разве что - так и говорить: успенский поп Иван Иванов да По­кровский поп Иван Иванов. Но большое влияние в московских церковных кругах ста­ли оказывать выходцы из Украины, из Киева, а там пользовались фамилиями юго­-западного типа: были белорусские фамилии на -ич и -вич, типично полесские на -ук и -юк, украинские на -емко и др., но наиболее близкими русским показались фамилии на -ский. Поэтому было решено всем этим попам Ивановым давать фамилии Успенский, Покровский, Якиманский (от церкви Иоакима и Анны) и Крестовоздвиженский. Хо­рошие благозвучные фамилии. Так и повелось.

Когда заметили, что фамилии «от церквей» стали повторяться, начали изобре­тать «красивые» фамилии, но с тем же окончанием на -ский и —цкий: Добровольский, Боголюбский, Смирницкий. Причем в ход пошли не только русские корни, но и слова из латинского или греческого словарей. Был Бобров - стал Касторский, был Скворцов - стал Стурницкий, и так далее: Хлебников - Артоболевский, Песков - Аренский. С греко-латинским корнем в ход пошли и окончания -ов, -ев, ведь все равно фамилия получится оригинальной, ни на что непохожей: Гусев - Ансеров, Орлов - Аквилев или Первенцев - Протогенов.

А что бы означала фамилия Азелицкий? Звучит красиво и загадочно. Но, пора­ботав с историческими источниками и словарями, мы узнаем: такая фамилия давалась в духовных семинариях самым ленивым ученикам. А означает она (в буквальном пе­реводе с латыни) «лишенный соревновательного духа». Другой пример - «говорящая» фамилия Пьянков. Ее могли заменить на Собриевский (от латинского «собриус» -трезвенник).

Был, кроме того, и обычай давать попу фамилию по месту, откуда он родом, с помощью окончания -ов или -ев и часто с помощью суффикса -ц-\ Казанцев, Ростов­цев, Суздальцев, Муромцев или Холмогоров. Если батюшка происходил из какой-нибудь глухой деревни с диковинным на русский слух названием, то современный ис­следователь может и не догадаться, от какого слова произошла его фамилия. Между прочим, вокруг Казани довольно много сел с мусульманскими названиями, и бывало и так, что происходящие из этих сёл священники получали фамилии с исламским оттен­ком.

Делом ректора духовного училища, семинарии или смотрителя было придумы­вать и собственноручно обозначать фамилии новым ученикам. Фамилии назначались:

а)      больше всего по округам, церквям, селам, например: Мамадышский, Корсунский, Нурминский, Тогаевский, Спасский, Покровский, Предтеченский, Преображенский, Тагашевский и т.д.;

б)      затем фамилии давались по именам родителей или родственников; по наружности и особенностям учеников, а иногда и родителей или родственников, которые приводили детей к ректору, по фамилиям знатных людей, и по событиям и лицам историческим,по предметам собственной истории и по некоторым греческим и латинским словам, например: Афанасьев, Софийский (сын Софьи), Маврин(сын Мавры), Екатерининский, Красавцев, Однооков, Животоносов, Голоснинский, Несмелов, Немков,
Глухов, Тихонравов, Великанов, Птенцов, Цветков, Волков, Рапидов, Астериев, Боголюбов, Победоносцев. До 1817г. давались фамилии и от имен мифологических:Янусов, Адонисов, Афродитин, Кипридов т.п.

Семинаристы сложили четверостишие на получение фамилий:

«По церквам, по цветам,

По камням, по скотам

И яко восхошет

Его преосвященство».

Родные братья, записываемые в разное время или одновременно в один класс, иногда получали разные фамилии. Некоторые родители на прошениях означали свои фамилии, но их дети, случалось, носили другие фамилии. То есть при поступлении им давали разные фамилии, например: отец - Бишевский, а сын - Рождественский. Неко­торые ученики были записываемые в семинарию при особых обстоятельствах, которые и давали ректору духовного училища, семинарии основания к нареканию новых фами­лий с учетом этих обстоятельств. Таким образом, многие ученики имели фамилии произвольные, т.е. те, которые давал им ректор, смотритель, а не те, которые сохраня­ли их родители. В Самарской губернии Ставропольского уезда с. Авралей диакона Гаврила Витевского сын Аристотель в 1822 г. поступил в Казанское духовное училище с именем Арис и прозванием Витевского. Но при переводе в 1828 г. из высшего отде­ления училища в низший класс Казанской духовной семинарии при испытании про­фессору Филарету Амфитеатрову угодно было переменить как имя, так и фамилию, то есть вместо Аристотеля назвать его Андреем, а вместо Витевского - Аристотелевым. Поэтому во всех списках, начиная со времени перевода его в семинарию, и значился он как Андрей Аристотелев.

В дальнейшем Священный Синод принял меры к исправлению таких ситуаций.

В указе Священного Синода от 18 ноября 1846 г. было предписано:

«В некоторых епархиях существуют обычаи переменять воспитанникам духовных учеб­ных заведений фамилии их отцов, и присваивать произвольные и нередко весьма странные и несвойственные для лиц духовного звания фамилии.

Такой обычай, кото­рому нигде нет примера, противен разуму постановлений о союзе семейственном, уст­раняет должное уважение к поколениям, поставляет каждого вне общественной связи с предками и потомками, а по делам производит запутанность и даже совершенную невозможность разрешить вопросы по происхождению, ибо встречались случаи, что члены одного семейства и несколько родных братьев именуются каждый особыми фа­милиями.

 Посему Священный Синод определил предписать по всему духовному ве­домству, чтобы впредь в сем ведомстве никому не присваивались фамилии произволь­ные, но чтобы по общему порядку дети сохраняли свои фамилии».

В указе Священного Синода от 7-го июля 1857 г. говорится о том, что «вследствие возникающего вопроса о том, какие фамилии давать детям духовного звания при поступлении в училища, от­цы коих не имеют фамилии, было предписано по всему духовно-учительскому ведом­ству, чтобы детям сим давать фамилии, производимые от имени их отцов».

Следуя этому указу, Семинар­ское правление 17 июня 1858г. определило: «Ученикам, имеющим фамилии, различные от фамилий отцов их, в сообразность с указом Священного Синода от 18 ноября 1846г., ныне же переменить на фамилии их отцов, а ученикам, которых отцы родовых фамилий не имеют, дать фамилии, производимые от отцов их применительно к определению Священного Синода от 7 июня 1857г. Смотрителем духовных училищ со своей стороны предписано, чтобы таковым мальчикам давали бы фамилии, произ­водимые от имени отца их так, чтобы ежели у какого мальчика бесфамильный отец Иван Васильев, то по отчеству и сын его имел бы фамилию Васильев».

Все вышесказанное подтверждается историей моей семьи. Из архивных изысканий нашего казанского родственника Владимира Алексеевича Альпидовского стало известно, что в 1773 г. в Марийском крае на свет появился Михаил, сын Семена. Окончив в 1799 г. Казанскую духовную академию из Риторики (отделение Казанской духовной академии), в том же году 18 декабря был произведён в дьячки в Казанском Ивановском монастыре с вручением «ставленой дьячковской грамоты». Этот самый Михаил Семёнович был моим пра-пра-пра-прадедом. Он служил дьячком в церкви во имя святого пророка Ильи села Ильинская Пустынь Козмодемьянского уезда Казанской губернии. В 1817 г. Духовное правление дало ему фамилию Бровкин. Семья его, как и у большинства священнослужителей того времени, была многодетной: 4 сына и 6 дочерей. Все сыновья пошли по священнослужительской стезе.

 Непосредственно к теме происхождения фамилий относится история двух его сыновей: Ивана (1799 г.р.) и Гавриила (1811 г.р.). Иван окончил Казанское духовное училище, в котором получил фамилию Виноградов, и в 1817 г. был произведен в диаконы. Известно из данных переписи, что в 1850 г. диакон Иван Михайлов Виноградов нес службу в церкви  села Ильинская Пустынь со своим отцом Михаилом Семеновым Бровкиным, который тогда  уже достиг возраста 77 лет.

Гавриил в 1822 г.  поступил в Чебоксарское духовное училище, где «учился хорошо, был честного поведения». И так случилось, что в училище ему сменили фамилию Бровкин на фамилию Альпидовский. По версии В.А.Альпидовского это случилось так. В то время (1822 – 1826 г.г.) в Чебоксарском Духовном училище вместе с Гавриилом учился сын священника Никиты Альпидовского (преподавателя училища), Игнат.  Возможно, дети подружились и все свое свободное от учебы время проводили вместе. Игнат жил в отцовском доме (священника Никиты Альпидовского), а у Гавриила дом был далеко, в селе Ильинская Пустынь. Гавриил, видимо, часто гостил в доме своего друга Игната. Вероятно, и родителям друга он нравился, тем более, что «учился хорошо, был честного поведения». Возможно, эта дружба и подтолкнула священника Никиту Альпидовского дать ему свою фамилию и попросить ректора училища записать Гавриилу фамилию Альпидовский (тем самым сделав его своим духовным родственником). В последствии, в 1854 году дьячок Гавриил при рождении своей дочери Татьяны сделает своего побратима священника Успенской церкви г.Козьмодемьянска Игната Альпидовского крестным отцом своей дочери Татьяны.
Таким образом, дети Михаила Семенова Бровкина не унаследовали фамилию отца, а стали родоначальниками семейств Виноградовых и Альпидовских. Фамилия Альпидовский восходит к древнему греческому мужскому имени Эльпидиус. Оно образовано от слова elpid, которое переводится на русский язык как «надежда». В основе данной фамилии лежит производная форма этого имени Альпид. Это имя в IV веке носил святой Эльпидиус, который 20 лет провел в пещерах Кападосии (Кападокии).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Духовенство Казанской губернии 19 века

История улицы Больничной (Нестерова). Главы из книги «Волжские рассказы»

Валерий Сдобняков читает стихи Н.И.Рыленкова. Октябрь 2023 года.