Дмитрий Альпидовский. Они любили скорость. Очерк. К 66-летию скоростного движения судов на Волге. Читает Андрей Альпидовский
Дмитрий Валентинович
Альпидовский. Родился
в 1936 г. в селе Большая Михайловка Карагандинской области Казахской АССР.
Окончил факультет судовождения и эксплуатации Горьковского института инженеров
водного транспорта. Сорок лет проработал в Волжском объединённом речном
пароходстве и в судоходной инспекции Волжского бассейна на различных командных
должностях. Почётный работник транспорта Российской Федерации. Автор четырех
книг мемуарно-исторической прозы (в соавторстве с А.Д.Альпидовским). Постоянный
автор журнала «Вертикаль. XXI век». Живёт
в Нижнем Новгороде.
К
66-летию скоростного движения на Волге
Они
любили скорость
Константин
Коротков и Ростислав Алексеев – казалось два разных человека. Один – участник
Великой отечественной войны, водитель танка, впоследствии начальник крупнейшего
пароходства страны, другой – инженер-изобретатель, впоследствии главный
конструктор судов на подводных крыльях КБ СПК завода «Красное Сормово». Что их
связало?
А
оба они были мечтателями и любили скорость!
Работая
с Константином Константиновичем Коротковым, начальником Волжского объединенного
речного пароходства, мне довелось быть непосредственным свидетелем их
увлекательных мечтаний о дальнейшем развитии скоростного движения судов на
Волге.
Константин
Константинович Коротков был мечтателем, но не «маниловского» типа, а
мечтателем-реалистом. Поэтому «крылатый» флот прежде всего нашёл своё
применение в Волжском объединенном речном
пароходстве (ВОРП). Почти все испытания новой техники Алексеева
проходили в ВОРПе. Ростислав Евгеньевич часто приезжал в ВОРП, они встречались
в кабинете Короткова. Алексеев привозил с собой новые (причем секретные)
разработки.
Константин
Константинович говорил ему:
–
Ростислав Евгеньевич, ты оставь мне фотографии, макеты.
–
Не могу, Константин Константинович, они пока засекречены.
Однажды
Алексеев привёз макет экраноплана. Он назывался «Ласточка», предназначался для
перевозки пассажиров. Моторы на нём стояли авиационные, пропеллерные, с
маленьких чешских легкомоторных самолетов. Но «гудели» они, конечно, прилично.
У
нас в то время испытывали судно Алексеева «Сормович» на воздушной подушке, а
потом и этот небольшой экраноплан. Коротков говорит: «Да какое же это речное
судно? Это же самолёт!» Шум он производил очень большой.
Коротков
высказывал Алексееву после пробных рейсов «Сормовича»: «Нам из деревень
жалуются, что у них коровы вашего «Сормовича» пугаются и не доятся». Алексеев отвечал: «Доработаем». Сейчас (2016
год) не стало на Волге скоростных судов, да и коров в сёлах.
Когда
я был секретарем партийной организации управления пароходства, Р.Е.Алексеев
баллотировался в депутаты от нашего округа. В доме культуры речников
организовали встречу с избирателями, на которой я, как доверенное лицо
Алексеева, его представлял.
В
1960 г. я работал штурманом на теплоходе «Комарно». Наше судно стояло в Москве
и служило штабом для депутатов июньского пленума ЦК КПСС. В качестве
приглашённых там был и Р.Е.Алексеев.
Однажды
Н.С.Хрущёв, находясь на третьей палубе нашего теплохода, спросил Алексеева:
–
А вы знакомы с конструктором Туполевым?
–
Нет.
–
Вам надо вместе работать! И на реке будут большие скорости.
Алексеев
объяснил:
–
Никита Сергеевич, для этого нужна лаборатория с современным оборудованием. А у
нас пока оборудование примитивное.
Хрущёв:
–
А в чем дело?
–
Средства нужны.
Рядом
стоял министр финансов Зверев. Хрущёв ткнул его в немаленький живот кулаком:
«Изыскать!»
И
буквально в этом же году, не успели мы вернуться в Горький, поступило
распоряжение, по которому Алексееву выделили деньги для организации
Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) судов на подводных крыльях. Были
собраны все его соратники: Зайцев и другие.
Частые
деловые встречи К.К.Короткова и Р.Е.Алексеева постепенно переросли в дружеские
отношения. И не случайно капитаном-испытателем скоростных судов был назначен
один из опытных капитанов пароходства В.Г.Полуэктов. Он стал первым командиром
первого скоростного пассажирского теплохода «Ракета», открывшего скоростную
навигацию на Волге весной 1958 года.
А
первым механиком судна на подводных крыльях «Спутник», развивавшего скорость до
40 узлов, Ростиславом Алексеевым был выбран знакомый ему яхтсмен, инженер,
заместитель начальника ССХ ВОРПа, Вячеслав Васильевич Фруэнтов.
Вот
так шло сближение этих людей – Короткова и Алексеева, каждый из которых любил
флот и скорость.
02.08.2023
г.
«Спутник»
Грядет
юбилей организации на Волге скоростного движения судов на подводных крыльях.
25
августа 1957 года было открыто скоростное движение на Волге отправлением в
пассажирский рейс Горький – Казань теплохода на подводных крыльях «Ракета-1».
Минуло 66 лет с этого времени.
Волжское
объединенное речное пароходство (ВОРП) было полигоном испытания и эксплуатации всех
типов скоростных судов спроектированных и построенных заводом «Красное Сормово»
в конструкторском бюро под непосредственным руководством его главного
конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева.
Капитаном-испытателем
всех типов скоростного флота стал Виктор Григорьевич Полуэктов – капитан
теплохода «Ракета-1».
Всего
в ВОРП получили путевку в жизнь более семи типов скоростных судов.
И
не все они оказались приемлемы для эксплуатации.
Об
одном из них вспомнилось после разговора с моим однокурсником Геннадием
Ивановичем Родионовым. Мы, разговаривая о нашем товарище по учебе и работе в
пароходстве Якове Николаевиче Киме (корейце по национальности) и вспоминая его
работу на первом четырех-винтовом скоростном теплоходе «Спутник» первым
штурманом, с сожалением констатировали печальный конец существования этого
уникального судна.
Проект
судна, названного «Спутник», был разработан в 1961 году в КБ СПК Р.Е.Алексеева
для эксплуатации теплохода на Волге. Характеристики этого уникального судна
потрясали: скорость – 40 узлов (74 км/час)! Длина корпуса 46,5 метра, ширина 12
метров, осадка на плаву – 3 метра, мощность 4-х двигателей – 3600 л.с.!
Пассажировместимость – 260 человек, в экскурсионном варианте – 300 человек!
Судно
эксплуатировалось в ВОРПе четыре навигации (1962 – 1965 гг.). И в течение всего
этого времени часто выходило из строя. Кроме того, при движении на крыльях
ощущалась сильная вибрация корпуса, что вызывало неудобство для пассажиров. В
навигацию 1965 года, следуя рейсом Казань – Куйбышев с пассажирами на борту,
теплоход «Спутник» повредил гребной винт при столкновении с «топляком» (бревном
от плота). Один из двигателей вышел из строя. Судно встало на ремонт и с тех
пор не эксплуатировалось.
Капитаном
теплохода «Спутник» был В.Г.Полуэктов, механиком – В.В.Фруэнтов, штурманами –
Я.Н.Ким и К.Е.Речкин.
В
лихие 90-е годы судьба теплохода «Спутник» оказалась печальна. Ссылаясь на
большой расход топлива и его тогдашнюю дороговизну, новые «хозяева» посчитали
дальнейшую эксплуатацию нерентабельной. Корпус судна был поставлен на стенку
порта Тольятти и использовался, как детский кинотеатр. В 2005 году корпус
горел, а в 2018 году был разрезан на металлолом!
В
1994 году Волжское объединенное речное пароходство было акционировано и
преобразовано в ОАО «Волжское пароходство». Имеющийся скоростной флот в
количестве более 200 единиц в большинстве своем был разрезан на металлолом.
И
вот, спустя 66 лет, в Нижнем Новгороде на Волге возобновлено движение
скоростного пассажирского флота до Городца теплоходом на подводных крыльях
«Валдай». Предусмотрено пополнение судами типа «Метеор» и дальнейшее развитие
обслуживания области скоростным флотом. Но СК «Волжское пароходство» не имеет в
своем составе этих судов, они в руках частной компании. Перефразирую известные
поэтические строки В.Маяковского:
«Я
верю – Волга будет!
И
флоту Волге цвесть,
Пока
на Волге нашей
Капитаны
есть!»
Почетный
работник транспорта РФ
Дмитрий
Валентинович Альпидовский
Август
2023 года
Обработка
Андрея Альпидовского
Комментарии
Отправить комментарий