Андрей Альпидовский. О книге Валерия Сдобнякова "Поэзия русского мира в акварелях Г.А.Скотиной"

Времена года

 

О книге Валерия Сдобнякова «Поэзия русского мира в акварелях Г.А.Скотиной»

 

Во многих книгах можно найти сравнение человеческой жизни с временами года. Весна – рождение, детство, юность. Лето – молодость, зрелость. Осень – пожилые годы. Зима – старость.

Но это больше о телесной оболочке. А душа – у всех по-разному. У некоторых она и в старости открыта и искренна, как взгляд ребенка, а у кого-то и в весенней юности покрыта инеем.

Рассматривая акварели художника Галины Алексеевны Скотиной в книге Валерия Сдобнякова «Поэзия русского мира в акварелях Г.А.Скотиной» мне легко представить девочку Галю, рисующую «повесть в картинках» в школьной тетради. Потому, что такое открытое, как будто детское  (а значит искреннее) восприятие окружающего мира сохранилось у нее до сих пор. А изображения людей напоминают иконопись Феофана Грека и Андрея Рублева. Это общее впечатление. Несколько слов об отдельных работах.

Начало альбома – весна: деревья стоят пока без листвы, отражая в лужах голые ветвистые «руки»; над кронами, в сумрачном небе  – стая птиц. Грачи прилетели? На земле – остатки подтаявших сугробов.  Природа только просыпается от зимней спячки. Ожидание возрождения природы.

Следующая акварель: то ли раннее утро, то ли поздний вечер. Дома и деревья – в туманной дымке, сквозь которую в небе просвечивает бледное светило, а на земле, между деревьями – полупризрачные фигуры людей. Как будто в ожидании яркого солнечного света.

А вот и он – весна в разгаре: яркая зелень травы, деревья в изумрудной листве, чистая синева воды в деревенском пруду. Душа радуется!

Лето: желто-зеленый берег реки, большое дерево, кажется достающее кроной плывущие «белогривые облака-лошадки», изба у водоема, белый пароход движется в «светлые дали», на другом берегу – силуэт храма. Родные русские просторы! Хочется «войти» в картину и посидеть на берегу без суеты и спешки, отдыхая душой.

Много работ с изображениями лошадей. Прекрасные создания природы на верной службе человеку. Но вольные по духу своему, с гордыми изгибами шей и буйными гривами. «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!». И встают перед нами кони из детских сказок.

Осень: деревья оделись в «золото и багрец», журавлиный клин тянется на юг. На другой акварели – стога на берегу реки, склонившаяся головой к траве лошадь (грива уже не буйная, а смиренно струящаяся к земле). В реке – отражение того же багрянца и заходящего солнца, и цвет воды такой же. Умиротворение. И опять хочется «в картину».

Зима: белым-бело. Снег на крышах изб, на дорогах-тропинках, на куполах храма, только золоченые кресты устремляются в небо, затянутое серыми тучами. Деревья, как на картинах ранней весны, без листвы, а ветки-руки все так же тянутся вверх, к алому восходу. По тропинке между избами идет мальчик, перед ним бежит собачка – хвост торчком-крючком. Избы укутаны снежными шубами, опять ощущение многовекового покоя русской «глубинки». И на душе вновь спокойно.

Как же хорошо было бы жить в этом тихом мире без порочных страстей, созданном талантом художника Галины Скотиной!

Иллюстрации к произведениям В.В.Сдобнякова (рассказ «Танин камень», повесть «Печаль и радость сердца моего») – летние, яркие. Папа с дочкой на берегу ручья, где лежит заветный камень; тропинка к дому, над которой летают синие птицы, а ниже, у самых ног сидящих, в ручье, как будто тоже летает-плавает желтая (золотая?) рыбка в окружении свиты (на других иллюстрациях рыбы так же выглядят летящими-парящими).

А вот почти радужная птица, широко распахнув крылья, парит над ручьем, мостком и лодкой. Наверно, Марья-Искусница обернулась чудо-птицей. Сказка, в которую хочется верить.

Деревенская изба, печь, самовар, пожилая (кажется) женщина в белом платке, красной кофте, зеленой длиннополой юбке, в войлочных домашних тапках, что-то достает ухватом из печи. Уют.

Дерево с наливными яблочками. Бородатый дед в синей рубашке навыпуск, холщовые штаны, заправленные в сапоги. Что-то рассказывает паренькам – один совсем взрослый, с сумкой, из которой торчит голова и хвост рыбы (может быть говорящей щуки из колодца, выполняющей желания ленивого Емели?); другой – загорелый мальчик в плавках и с сачком. Рядом внимательно слушает деда полосатый кот с большой головой (Наверно ненадолго спустился со «златой цепи» на дубе, устав рассказывать сказки).

Мужчина с удочкой удобно расположился на берегу небольшой речки, рядом сидит девочка, смотрит за поплавком, у которого плавает (опять пари́т) карась с высоко поднятым плавником, рядом еще один побольше, другие рыбы. Должно быть это «премудрые пескари», если они не обращают внимания на червячка на крючке. Зато очень обращает внимание на рыбок затаившаяся у берега щука. «На то и щука в реке, чтобы карась не дремал!».

Опять крестьянская изба, иконостас в красном углу, стол, на котором стоит кипящий самовар, лежат разносолы – рыба, яблоки, ягоды. За столом сидит хозяйка в белом платке и переднике, собирается налить чаю двум разговаривающим мужчинам. Они, с полотенцами на шее, босоногие, что-то благодушно обсуждают, не резко жестикулируя (после бани, наверно). На подоконнике – герань, на окне – узорчатые занавески, над ними за стеклом окна видно вечернее небо в звездах (или «в алмазах»?). Неспешный душевный разговор. Благодать.

Каждая работа – как небольшое повествование, погружение в волшебные миры, в сказку – добрую и, обязательно, с хорошим концом.

Приятно и почетно осознавать, что мы, Людмила и Андрей, по просьбе автора внесли малую то́лику своего труда в создание этой прекрасной книги Валерия Сдобнякова с чудесными акварелями Галины Скотиной.

Андрей Альпидовский, 28.09.2023, Нижний Новгород


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Духовенство Казанской губернии 19 века

История улицы Больничной (Нестерова). Главы из книги «Волжские рассказы»

Валерий Сдобняков читает стихи Н.И.Рыленкова. Октябрь 2023 года.